Фундаментальный анализ – это совокупность методов прогнозирования рыночной стоимости компании, основанный на анализе показателей ее деятельности. Он изучает причины формирования и изменения цен на фондовом рынке.
Реальная стоимость компании не всегда совпадет с ценой акций компании, которая зависит от соотношения спроса и предложения на фондовом рынке.
Фундаментальный анализ используется для оценки стоимости компании или ее акций.
При этом анализируются финансовые показатели компании, которые отражают состояние дел в компании, рентабельность ее деятельности. Фундаментальный анализ также учитывает макроэкономические индикаторы и индексы деловой активности.
Для инвесторов всегда интересна ситуация, когда реальная стоимость компании превышает цену на бирже. Такие акции считаются недооцененными и подходят для инвестиций.
Для того, чтобы изучить влияние различных факторов на отрасль и компанию, необходимо проводить анализ на трех уровнях: экономики, отрасли, а затем уже компании.
Анализ экономики
Цену на любую акцию определяет спрос, а спрос возможен только при доступности денег. Поэтому фундаментальный анализ необходимо начинать с изучения текущих условий в экономике. Для того, чтобы бумага росла, необходима ликвидность на рынке.
Анализ таких экономических индикаторов, как инфляция, экономические и политические кризисы, влияют на фондовый рынок. Для инвестора важно учитывать изменения следующих показателей: темп инфляции, темп роста валового национального продукта, уровень и обьем накоплений пенсионных фондов и людей, прибыль корпораций.
Учет внешних факторов снижает погрешность прогнозирования и повышает адекватность оценки компании.
Анализ отрасли
Определенная отрасль имеет свой потенциал для прибыльности. Чтобы выбрать привлекательную отрасль для инвестиций, необходимо провести сравнительный анализ различных отраслей, а также оценить изменения и их влияние в конкретной отрасли.
Факторы, влияющие на эффективность отрасли:
— жизненный цикл отрасли и стадия развития (зарождение, рост, упадок, кризис)
— монополия, олигополия, свободная конкуренция
— зависимость отрасли от политической, экономической ситуации и смены технологий, степень регулирования отрасли
— зависимость отрасли от уровня деловой активности (цикличность)
— поведение потребителя, изменение спроса, наличие товаров-заменителей
На инвестиционную привлекательность компаний различных отраслей влияют макроэкономические факторы (темп роста промышленного производства, разрыв в доходности между долгосрочными и краткосрочными заимствованиями, инфляция и др.)
Анализ компании
К фундаментальному анализу компании относится изучение ее финансово-хозяйственного положения. При этом анализируется финансовая ситуация в компании, стратегия развития, потенциал роста, позиционирование на рынке. На основании финансовой отчетности и ценовых мультипликаторов рассчитывается текущая стоимость бизнеса, определяется фундаментальная стоимость акций и их текущая рыночная цена. Если реальная стоимость акции меньше рыночной цены, акции переоценены, а если больше – то недооценены.
Бесплатный курс по основам личных финансов: