Основы фундаментального анализа прибыль выручка маржинальность

  Основы фундаментального анализа. Прибыль, выручка, маржинальность.

   Выручка — это все деньги, которые получает компания от продажи услуг или товаров. 

Например, у меня есть косметологическая компания. Услуга стоит 50$. За Месяц было 200 клиентов. Моя выручка составила 50$ ×200=10000$.

При анализе выручки  обращаем внимание на:

  • динамику выручки ( если падает — плохо, если растет — хорошо);
  • структуру выручки ( особенно для сложных бизнесов, анализируем какой сегмент бизнеса какую выручку дает).

Например, смотрим, какой вид услуг моей компании дает какую выручку.

Прибыль: существует 3 вида прибыли.

Операционная, валовая, чистая прибыль.

Валовая прибыль — выручка компании минус себестоимость  товаров или услуг.

При анализе валовой прибыли необходимо смотреть на её динамику и структуру. На валовую прибыль могут влиять многие факторы. Себестоимость услуги (стоимость косметических средств, зарплата сотрудников, стоимость аренды помещения, амортизация оборудования и др.), спрос и средняя цена услуги на рынке, курс валюты, если закупаем косметические средства за валюту и т.д. Важно понимать, что влияет на повышение и снижение валовой прибыли. 

Маржинальность по валовой прибыли.

Маржинальность валовой прибыли (Gross margin) = валовая прибыль / выручка.

Валовая маржа (Gross margin) выражается в процентах.

Например:

Выручка составила 1000$.

Себестоимость  оказанных услуг составила 700$.

Таким образом валовая прибыль равна 300$.

Валовая маржа (Gross margin) = (300/1000)х100=30%.

Маржинальность показывает сможет ли компания работать в неблагоприятных условиях (увеличение себестоимости, снижение рыночной цены на услуги и другие риски). Если маржинальность низкая, то компания рискует получить убыток, то есть работать без прибыли.

Чем выше Gross Margin, тем меньше затраты компании на производство или закупку продукции.

Для промышленного сектора рекомендованное значение больше 20%, для отрасли торговли и услуг больше 30%.

Операционная прибыль.

Операционная прибыль — это валовая прибыль минус операционные расходы компании,не связанные с себестоимостью. 

Операционные расходы,  например, это расходы на зарплату, транспортные расходы, аренду и прочие повседневные затраты предприятия, необходимые для осуществления деятельности и производства продукции.

Операционная прибыль = валовая прибыль — операционные расходы. 

Таким образом, выручка  минус себестоимость, минус операционные расходы равно операционная прибыль.

Операционная прибыль более значимый показатель. Это та прибыль, которую компания получает на руки за вычетом всех расходов до уплаты налогов.

При анализе операционной прибыли, как обычно, смотрим динамику. Затем обращаем внимание на структуру операционной прибыли. Важно понимать за счет чего увеличивается или уменьшается операционная прибыль.

Маржинальность по операционной прибыли или операционная маржа (Operating Margin).

Oper. Margin показывает долю операционной прибыли в выручке предприятия. Данный финансовый мультипликатор определяет, сколько операционной прибыли создает компания на единицу выручки.

Операционная маржа позволяет понять уровень затрат, которые пошли на изготовление или доставку товара, также его продажу и продвижение.

Важно анализировать данный коэффициент в динамике. Так его увеличение показывает, что компания либо увеличило свои продажи, либо оптимизировало затраты увеличив тем самым операционную прибыль.

Чистая прибыль.

Чистая прибыль — это операционная прибыль минус налоги, которые компания платит государству.

Этой прибыль, которой распоряжается компания. Компания может направить прибыль на развитие бизнеса или на выплату дивидендов, либо оставить себе.

Рентабельность прибыли (Profit Margin).

Profit Margin показывает долю чистой прибыли в выручке компании. 

Чем выше Profit Margin, тем выше конкурентоспособность компании, тем эффективнее ее менеджмент и тем выше ее потенциал для дальнейшего развития, т.к. чистая прибыль это прибыль, очищенная от всех затрат.

Именно именно чистая прибыль направляется на развитие компании, приобретение нематериальных активов, капитальное строительство, и т.д.

При анализе чистой прибыли обращаем внимание на динамику, структуру  и маржинальность чистой прибыли.

Чем выше показатели маржинальности, тем устойчивей бизнес. Чем ниже маржинальность, тем выше риски.

Excel карточка для фундаментального анализа акций и видео инструкция